Я неоднократно бывал в Стокгольме. Оба мои романа хранятся в библиотеке Нобелевского фонда: роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» и роман-быль «Странник» (мистерия). Недавно я получил приглашение из музея Альфреда Нобеля на очередное проводимое там мероприятие.
Музей Альфреда Нобеля располагается в здании шведской Академии наук на Gamle stan – в старом городе – на очаровательной площади, где масса уютных кафе.
В музее можно посмотреть восемь фильмов, посвящённых среде, в которой живут и работают Нобелевские лауреаты. Революционные достижения в науке, литературе и защите мира представлены в 33 короткометражных фильмах о лауреатах Нобелевской премии.
С 1901 года более восьмисот лауреатов получили Нобелевскую премию.
Во временной экспозиции, к своему удивлению, я обнаружил материалы, посвящённые нашим российским правозащитникам.
Лавка при музее предлагает изысканный ассортимент литературных произведений и сувениров. Лично я купил себе медаль Нобелевского лауреата (разумеется, шоколадную копию, по виду и формату не отличающуюся от подлинника), и теперь храню как память.
Альфред Нобель (1833-1896) был гражданином мира, проживавшем на разных этапах своей жизни в Санкт-Петербурге, Стокгольме и Париже. Помимо воплощения в жизнь своих изобретений, он постоянно искал пути решения различных проблем. На закате своей жизни ему пришла идея учредить Нобелевскую премию.
В своём завещании Альфред Нобель написал, что каждый год за достижения в области физики, химии, медицины, литературы и защиты мира лауреаты должны получать часть доходов от его состояния. В 1968 году была учреждена премия по экономике в честь Альфреда Нобеля.
Любопытно, что «торговец смертью», как называли Альфреда Нобеля недоброжелатели, в душе всю жизнь оставался романтиком. Наверное, поэтому в его завещании одна часть премии должна была доставаться «человеку, создавшему наиболее значительное литературное произведение идеалистического направления».
Такое решение возникло потому, что в детстве Альфред Нобель мечтал стать поэтом. Однако всю жизнь успешно занимался предпринимательством. И всё же в конце жизни он остался верен своему призванию и написал драму «Немезида», реализовав свою мечту стать писателем.
Личная жизнь великого изобретателя не сложилась; он не был счастлив. Когда Альфреду Нобелю было 43 года, он познакомился с 20-летней продавщицей цветочного магазина Софией Гесс. И хотя та годилась ему в дочери, их роман продлился 18 лет! Альфред написал Софии 218 писем, которые та, после смерти Нобеля, выставила на продажу. Душеприказчики, желая избежать скандала, выкупили эти письма у Софии за внушительную сумму, – её всегда больше всего интересовали деньги.
Не знаю, променяет ли кто-нибудь счастье в личной жизни на Нобелевскую премию?
Кто-то хорошо сказал о писателе Иване Бунине, получившем Нобелевскую премию по литературе в 1933 году: «он хотел любви, а получил Нобелевскую премию».
Драматически сложилась и жизнь Бориса Пастернака после присуждения ему Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго». Как сейчас выяснили, публикация романа «Доктор Живаго» за границей без разрешения автора являлось хорошо продуманной и осуществлённой операцией западных спецслужб.
Многие до сих пор недоумевают, за что получил нобелевскую премию мира первый и последний президент СССР Михаил Горбачев.
Иосиф Бродский – человек, не закончивший 8 классов средней школы – изгнанный из своей родины, получил Нобелевскую премию по литературе. Василий Аксенов писал, что Иосиф Бродский — "вполне середняковский писатель, которому когда-то повезло, как американцы говорят, оказаться "в верное время в верном месте".
Если бы не позиция Ж-П Сартра, то и Михаил Шолохов не получил бы Нобелевскую премию за лучший образец социалистического реализма (!) – роман «Тихий Дон» – который теперь называют лучшим романом ХХ века.
Дело, конечно, не в Нобелевской премии. Хотя о ней не мечтают только люди, лишённые воображения. Александр Солженицын в 1951 году, будучи в лагере в Экибастузе, случайно узнал о существовании Нобелевской премии, и подумал «вот бы её получить» (при этом не имея ни одной печатной публикации!) А после получения Нобелевской премии в 1974 году, Солженицын записал: «Неужели ради этого тогда в семидесятом году я бы уехал из России, лишился бы родины и не смог бы вернуться?»
К сожалению, приходится признать, что премию чаще присуждают за общие заслуги в области литературы, а не за лучшее произведение идеалистической направленности, как завещал основатель премии Альфред Нобель. Премия по литературе самая необъективная, в отличие от премий по физике и химии, которые дают за признанные открытия, имеющие практическое значение.
Разумеется, не литература должна быть для премии, а премия для литературы. Но если с премиями всё более или менее ясно, то с будущим литературы неясностей хоть отбавляй. Как сказал один из членов жюри одной престижной премии: деньги-то мы найдём, а вот найдём ли достойную книгу, сомневаюсь.
Русская литература имеет пятерых нобелиатов (Бунин, Пастернак, Шолохов, Солженицын, Бродский).
Не буду обсуждать решение Нобелевского комитета. Кому интересна тема "некорректности" Нобелевской премии по литературе, тот может познакомиться с трудами Вадима Кожинова («Нобелевский миф» и др.).
Но надо отдать должно Нобелевскому комитету, – им до сих пор удаётся поддерживать марку высшей награды в мире, и в денежном выражении, и в плане престижа.
Потратил ли Альфред Нобель зря деньги на основание премии?
Лично я считаю, что он потратил деньги не то что не зря, а самым образцово-показательным образом. Это наилучший способ распорядиться накопленным: деньги не разбазарили паразиты-наследники, которые их не заработали; и служат средства фонда делу мира и прогресса.
Именно так и нужно распоряжаться накопленным состоянием – тратить на поощрение творческой деятельности.
Спрашивают: зачем премия, которая неизвестно куда ведёт?
Мне кажется, Нобелевская премия это вершина, на которую нужно ориентироваться, но которую совсем не обязательно покорять.
Получение Нобелевской премии не может быть мотивом и даже стимулом для творчества. Важен сам высокий уровень претензий и требований, который писатель должен стремиться достичь в своём творчестве. Дело, в данном случае, не в результате, а в процессе!
Писать нужно о вечном, на уровне «Божественной комедии» Данте, и, разумеется, не ради премии!
Альфред Нобель писал: «Если хоть одна из тысячи моих идей послужила добру, я удовлетворён.
Главный итог прожитой жизни — не количество написанных книг, а состояние души на пороге смерти. Не важно, как ел и пил, важно, что в душе накопил. А для этого нужно любить, любить несмотря ни на что! Нет ничего прекраснее любви. И даже творчество — всего лишь восполнение любви…
Хотя, в конце концов, важно не как кто-то написал о чужой жизни, а насколько хорошо ты проживешь свою. Ведь не прочитанными, и даже не написанными книгами измеряется жизнь, но только тем, сколько раз мы любили и сколько добра принесли в мир.» (из моего романа-быль Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература www.newruslit.nm.ru
Мой видеоролик «В музее Альфреда Нобеля» можно посмотреть здесь:
www.liveinternet.ru/users/1287574/post109312834...
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – www.nikolaykofyrin.narod.ru